M10 - 4-цилиндровый 8-клапанный двигатель малого литража. Его, видимо, следует признать рекордсменом-долгожителем в ряду двигателей BMW. Невероятно удачный конструктив был разработан для 114 кузова еще в начале 60-х годов. С "оригинальным" исполнением M10 российский автолюбитель легко может ознакомиться, заглянув под капот Москвича-412 или 2140 (именно М10 АЗЛК копировал при разработке "своего" двигателя). Такое долголетие с одной стороны говорит о замечательной конструкции, с другой - дает понять, что на поздних моделях BMW этот двигатель выглядит чересчур устаревшим.
В "новой" истории M10 устанавливался на Е12 (модели 518, 520i), E21 (315, 316, 318, 318i, 320i), E28 (518) и E30 (315, 316, 318i).
Конструктив | SOHC/L4 |
---|---|
Порядок работы цил. | 1-3-4-2 |
Давление масла ХХ (бар) | 0.5 to 2.0 |
Давление масла рабочее (бар) | > 4 |
Заливной объем масла (л) | 4.0 |
Зазоры клапанов (мм) | 0.20 |
Тип свечей | Bosch W8DC |
Двигатель | Объем (см3) | Мощность (л.с.@об/м) (кВт@об/м) |
Max крут. момент (Нм@об/м) | Степень сжатия | Обороты ХХ (об/мин) | СО% на 3000 об/мин | Зазор электродов свечей (мм) | Охл. жидк. (л) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
M10B15 | 1500? | 75@? 55@? |
? | ? | 850-950 | < 1.5 | 0.7 | ? |
M10B16 | 1600? | 90@5700 66@5700 |
113@3000 | ? | 850-950 | < 1.5 | 0.7 | 7.0 |
M10B18 | 1766 | 98@5250 72@5250 |
147@3000 | ? | 850-950 | < 1.5 | 0.7 | 7.0 |
M10B18 (K-Jetronic) | 1766 | 105@? 77@? |
? | ? | 800-900 | <= 1.0 | 0.8 | 7.0 |
M10B20 | 2000? | 109@5500 80@5500 |
160@3000 | ? | 850-950 | ? | ? | 12.0? |
M10B20 (K-Jetronic) | 2000? | 125@? 92@? |
? | ? | 850-950 | 0.5-1.5 | 0.8 | 12.0? |
(C) Serge Bryxin, 2:5030/257.26 |